Бренность – одно из
основных свойство конечных объектов-систем, феномен,
относящийся к дилемме существования / несуществования, иначе
- бытия / небытия очень много. Быть Б. значит иметь ограниченный по
времени период и цикл существования. Исторически, непосредственный
интерес к Б., проявлялся сначала в различных религиях, а затем уже,
в философии и в науках. Понятие Б. представлено в философской,
психологической и медико-биологической литературе. Б., как и смерть,
- непременные понятия темпорологии. Прилагательное бренный –
это значит тленный, преходящий, невечный и недолговечный, временный,
- то, чего рано или поздно не будет. Антиподы – бесконечный во
времени, вечный, живой, непреходящий, нетленный, и др.
Непосредственный антипод Б. – вечность как синоним
бессмертия. В них отображены отношения вечности и
бесконечности, бытия как бытия вообще и существования мира, с одной
стороны, и конечности бытия и существования, неизбежности прекращения
жизнедеятельности отдельных систем и организмов, то есть их смерти, –
с другой.
Кажется абсолютной формула «Жизнь
– бренна», хотя, если считать, что бытие вечно,
то и жизнь вечна. Две «вечности», бытия и жизни - в
её биологическом смысле, взятые в их сопоставлении в рамках
вселенских времен, - математически равновелики. В отечественных
словарях понятие Б. – это синоним тленности, преходящего,
говорящий что-то о сущности бытия, о бренности этого мира и
человеческой жизни, мысленной деятельности и жизни, основных
результатов творчества человека, плодов его трудов и т.п. (см.:Ожегов
С.И. и Шведова Н.Ю.). И в «Экклезиасте» мы читаем: «Что
пользы человеку от плодов трудов своих?», «Суета сует и
суета все!». В словарях указывается, что смерть – это
естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого
подвержено действию законов только неорганической природы (см.
Краткий филос. словарь, с 418).
Понятие Б. с помощью своих синонимов,
таких как «смерть», «гибель», «катастрофа»
и других понятий, в рамках человеческой культуры, получает и общий и
переносный смысл. Мы, например, часто говорим (в переносном смысле):
он - «простой смертный»; кем-то было принято
«убийственное решение»; нас предупреждают, что «в
лесу гибель комаров»; и т.п.. Б. может пониматься
расширительно, например, мы говорим: о «политической смерти»,
«гибельных последствиях», о «творческой катастрофе»
и т.п.., когда другое какое-то толкование соответствующих смыслов
найти трудно.
Вообще, проблема соотношения Б. и
бытия, смерти и бессмертия – главная или одна из главных тем
религии, специальных наук, таких как история природных объектов,
начиная с космологии, астрофизики, медицина, тема живописи, поэзии,
литературы, театра, философии и философской антропологии и многих
других - во всей истории общества. Вообще, в целом, в философской
онтологии, Б. – синоним обязательной конечности, конца
бытия чего-либо конкретного, оно же синоним понятия неизбежности
смерти.
Признание феноменов как Б. так и бытия
можно определить как позицию философского реализма,
согласующегося хорошо с данными современного естествознания, включая
современную астрофизику и космологию. Сказанное не касается смысла
категории самого «бытия вообще», которое – по
Пармениду (ок. 540 – 470 гг. до н.э.), как это и у всех других
древнегреческих философов-элеатов (VI-V
век до н.э.), - вечно. По Гераклиту – «Все течет, все
изменяется» и, значит, бренно. Вместе с тем, невозможно
говорить о Б. вне контекста бытия, существования чего-то, иначе
говоря: если нет бытия вообще, и существования объекта, то и
говорить о Б. невозможно. Обратное неверно, можно сказать, что
тогда исчезает предмет разговора. А, фактически, дело обстоит так,
что специфическое свойство всех настоящих конечных систем, например,
биологических систем, таких как организмы, – это именно их Б.,
смерть, гибель. Современные биологи утверждают, что при
соответствующих условиях бессмертны лишь популяции, то есть живут,
вечно, в принципе, лишь сетевые объекты, а не истинные
системы.
В целом, в философской онтологии,
бытие – это суть предельно общее и сходное, идентичное во всем
многообразии существующего и сущего в мире. Подчеркнем, что в этом
смысле бытие неподвижно, поскольку лишь бытие
вообще всегда есть, оно не возникает и не уничтожается,
оно вечно. При этом, понятия существования, а
также реальности и действительности являются в известном
смысле основными понятийными формами, проявлениями, аналогами и
синонимами бытия. Последнее из них - главное понятие онтологии
(от греч. ontos- бытие) как важнейшей части
основных философских систем. Речь идет и о специальной философской
теории бытия, а также об экзистенциализме как «философии
существования», о т.н. «философии жизни», о
философской и специальной медико-физиологической теории, какой
является танатологии (от греч. thánatos
– смерть), а также её конкретные ответвления в науке.
В истории философии Платон впервые
представил Б. и смерть не как страшную угрозу жизни, а как
освобождение души из плена. Здесь тело предстает как нечто
конечное во времени, а душа – нетленна, вечна, бессмертна.
Кстати, это одна из центральных идей Платона, которые были восприняты
затем и христианством, и исламом. В античной философии остается
неясным решение вопроса о соотношении Б. и бытия, если эта философия
признает гилозоизм (от греч. hylē –
вещество и zōē - жизнь) и
панпсихизм (от греч. pan – все и
psychē– душа)? Ведь и камень
имеет душу, мир одухотворен, он живой!
В индуизме - с его идеей переселения душ - вопрос о
смерти, Б. и бессмертии души трансформировался в учение о понижении
или повышении для души ранга ее существования в зависимости от
категории существ и предметов, в которые вселяется душа в земной
жизни. При этом признается зависимость души от морального качества
человека при жизни и близости его к совершенству. В XIX-XX
вв. эти идеи нашли значительное продолжение и развитие у теософов, а
также у сторонников т.н. «универсальной религии»
(Е.П.Блаватская – ум в 1891, Ник. К.Рерих – род. 1874,
ум.1947, и его сын Святослав Н.Рерих, и др.). Вообще теологи
рассматривают свойство Б. и смерть как воздаяние за праведность и
расплату за грехи в земной жизни, хотя возможная милость Божья может
обеспечить пребывание бессмертной души человека на небе либо в раю,
либо в аду и геенне огненной (проблема посмертного воздаяния).
В философии проблемой Б. очень много
занимались в рамках «философии пессимизма» (например,
А.Шопенгауэр, р. 1788 - ум. 1860) и экзистенциализма, - начиная с
Ф.М.Достоевского (1821-1881), Э.Гуссерля (1859 - 1938) и др. до
М.Хайдеггера (1889-1976) и др. Именно, темы Б., «смысла жизни»,
самоубийства – центральные проблемы экзистенциализма. Здесь Б.
и итожащая жизнь смерть раскрывается как некие следующие друг за
другом во времени возможности, заключенные в рамки бытия. Вне
этой дилеммы вечности и Б. – по Хайдеггеру - есть лишь ничто.
В философской онтологии танатология (от греч. thánatos
- смерть ) это особое учение о смерти, как уходе
в небытие, о ее причинах, признаках, и др. Здесь, конечно, Б. и
смерть – основные понятия. Отметим, что важнейшей проблемой и
в современной философской антропологии как раз является вопрос о
неотвратимости смерти, Б. человека.
Русский поэт П.А.Вяземский (1792-1878) писал: «Смерть
жатву жизни косит». Но в русском фольклоре мы найдем
одновременно как фаталистическое, так и оптимистическое высказывание:
«Двум смертям не бывать, а одной не миновать!». В
реальной жизни, все же, люди, предметы, вещи, тела, живые системы и
пр. и на самом деле уходят из жизни, исчезают. То есть, – они
именно Б. Заметим в связи с этим, что, если в современной философской
теории бытия противоположностью последнего признается
«не-бытие» (как отсутствие существования
чего-либо), то у Парменида мы найдем, что оно, бытие, - есть
всегда. А поскольку, бытие всюду непрерывно и однородно (и,
потому, неподвижно именно в таком смысле), то тогда бытие, в
принципе, не содержит никакого небытия. Это последнее воспринимается
нами только мыслью. И все-таки, именно у Парменида мы находим впервые
противопоставление Б. и бытия. Им убедительно доказывалась
невозможность не-бытия, так как оно не может быть постигнуто, а лишь
придумано нами в воображении. В целом получается, как мы видим, что
бытие, релятивно, относительно. Дело в том, что, - по Пармениду,
бытие само по себе текуче, подвижно, неустойчиво, оно неподвижно
исключительно в смысле наличия, присутствия и здесь и повсюду, а
поэтому оно в своих вечно ускользающих моментах актуального
существования в конце концов непостижимо для мысли. Много
позднее, Г.Гегель, в свою очередь, понимал все
бытие как бренное и «исчезающее бытие», как
переходящее в «небытие», так что все в мире является
становлением, чем-то преходящим, и в этом смысле бытие всегда
темпорально.
Говорят: «Все, что существует –
заслуживает гибели!». Б. – это атрибут бытия. В
этом смысле Б. также – синоним появления необходимого
небытия. Но такое сосуществование бытия и небытия, признаваемое,
например, Парменидом, означает наличие никогда не разрешаемого,
вечного по сути своей противоречия между Б. и бытием,
несуществованием.
Следуя правилам силлогистики
Аристотеля, сегодня можно построить следующее умозаключение:
- I. Две правдоподобные посылки
- суждения:
- 1) Все бихевиоральные системы бренны.
- 2) Люди суть бихевиоральные системы, точнее, - их
класс, разновидность.
- II.
Умозаключение, вывод:
- 3) Следовательно, - люди тоже смертны.
Сегодня можно определенно сказать, что Б., – как
проявление сущности бытия и диалектики конечного и бесконечного, -
одна из форм самоактивности бытия. Она находит себя не только
в феноменах (и понятиях) активности, но и пространства, движения,
времени, отношения и противоречия, в других понятиях. Несомненно, что
время – и как феномен и как понятие – определенный
аналог Б, его важнейший аспект. Подчеркнем, - в неподвижном и
неактивном мире времени как отношения движений бы не было, и
все было бы вечно, ничто бы не умирало, а жило бы всегда.
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия бытия
(онтология) // Философия, изд. 3-е. М., 2004. – С. 420-424;
Большой словарь иностранных слов. М., 1998. – С.624;
Бытие, Бытие-в-себе, Онтология, Фундаментальная онтология
// Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994;
Вяземский П.А. Старое поколение // Ашукин Н.С., М.Г.Ашукина.
Крылатые слова. М., 1988. – С. 323; Денисова Л.В. Бытие
// Философская энциклопедия, т.1. М., 1960. – С.207-213;
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической
западноевропейской традиции. М., 1986; Краткая философская
энциклопедия. М.: Прогресс, 1994 – С. 418, 447-48; Ожегов
С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. –
с. 57.
О.С.Разумовский
Источник: http://www.chronos.msu.ru/TERMS/razumovsky_brennost.htm |