Вторник
25-07-2017
22:39
Главная страница
Каталог статей
Информист Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории каталога
Без категории [60]
Статьи требующие создания отдельной категории

Наш опрос
Насколько вам понравился этот сайт
Всего ответов: 513

Копилка
Если вам понравился наш сайт или вы нашли полезную информацию, то у вас есть возможность отблагодарить администрацию.

Начало » Статьи » Статьи » Без категории

Правила этикета. Чаевые

Когда-то о чаевых, то есть, о дополнительной оплате за услуги, старались вслух не говорить. Но сейчас и у нас в стране, и а рубежом это общепринятая доплата лицам, выполняющим низкооплачиваемые работы по обслуживанию других. Причем, эти люди всегда будут стараться услужить, зная о компенсации со стороны посетителей. Многие из обслуживающего персонала соглашаются работать за невысокую заработную плату, прямо рассчитывая на чаевые.

Согласитесь, что юноша, таскающий ваши чемоданы в отеле или подносящий вам еду и напитки в ресторане, имеет право на благодарность. Испытывая это чувство, вам будет легче расстаться с небольшой суммой в дополнение к счету.

В любой стране мира существует более или менее схожая система чаевых, и считаться с подобным положением дел приходится даже тем, кто не является их сторонником. Для многих россиян система расчетов чаевыми все еще остается тайной за семью печатями. А ведь зарубежная апробированная практика по сущест¬ву данного вопроса сложилась уже давно, и придумывать ничего не стоит.

Так какими же нормами поведения следует руководствоваться? Не секрет, что многие наши соотечественники, разъезжающие по дальним странам, с завидным постоянством производят удручающее впечатление в обстоятельствах, когда требуется мгновенно сориентироваться в правилах хорошего тона и деловом этикете.

Иногда они столько оставят официанту, что у того глаза на лоб лезут от восторженного удивления. А иногда, наоборот, вовсе забудут про денежную благодарность, что опять же рождает нелицеприятные слухи: русские скупы и неотесанны. Согласитесь, ни одна из этих крайностей не прибавляет нам авторитета. Поэтому вопрос с чаевыми стоит весьма остро: кому платить, сколько платить и нужно ли это делать вообще.

Никогда и ни в коем случае нельзя предлагать в благодарность еду, предметы одежды, всякие безделушки и прочие приятные вещицы. Если у вас есть деньги, платите деньгами, если у вас нет мелочи, то не давайте крупные купюры — их вам никто не разменяет, вы их попросту лишитесь. Если вы заплатили слишком мало, то вас будут считать скрягой, если слишком много — то глупцом, поэтому платить нужно столько, сколько принято в местном сообществе.

Где платить и кому

Здесь, понятно, идет речь о сфере обслуживания, точнее, о некоторых специфических местах этой сферы, где происходит предоставление услуг по личной инициативе одной из сторон. Логично будет, если вы не станете платить чаевые работнице прачечной, которая выдала вам белье, — она действовала в пределах своих функциональных обязанностей. Совсем не обязательно «давать на чай» и работнику отеля, регистрирующему постояльцев. Если не хотите, то можете не платить и гостиничному лифтеру, и музыкантам, задержавшимся у вашего столика в ресторане, и гардеробщику в отеле или театре (если тот ограничился лишь тем, что, сняв пальто с вешалки, протянул его вам), и работнику туалета в ресторане.

Но если гардеробщик помог одеться и даже прошелся по вашей одежде щеткой, если туалетный работник предложил вам чистое полотенце или что-то еще из соответствующих принадлежностей и, например, поправил какую-нибудь деталь вашей одежды — чаевые давать нужно. Подобным же образом рекомендуется поступать и в парикмахерской, если мастер выполнил все ваши просьбы и смог угодить вам.

Чаевыми всегда благодарят таксиста, который не только формально отвез вас в нужное место, но и выбрал оптимальный маршрут, помог погрузить и выгрузить багаж, терпеливо разыскал нужный адрес, был любезен и тактичен. Принято оставлять часть сдачи официанту в ресторане, обслужившему вас так, как вы этого пожелали.

В некоторых странах, регионах или даже отдельных городах традиции и заведенные порядки подразумевают чаевые, как определенный процент от стоимости оказанных услуг. Они предполагаются, как обязательное правило, а иногда даже включаются в общий счет. Подобное можно встретить в ресторанах и в гостиницах, когда, например, в номер заказываются обед, завтрак, ужин или спиртные напитки.

Но если даже чаевые не входят в счет, то ими, как правило, вознаграждается помощь работника гостиницы, поднесшего ваш багаж в номер, услуги портье, поймавшего машину, а также труд горничной. Здесь качество услуг уже, как бы, не имеет существенного значения. Априори считается, что оно всегда на должном уровне, а раз так, то и чаевые воспринимаются как нечто, само собой разумеющееся.

Впрочем, если вы по каким-то причинам не желаете тратиться на дополнительное вознаграждение, то можете этого и не делать — громогласно требовать его у вас никто не имеет права. Это — дурной тон, и ни один работник сферы обслуживания, дорожащий своим местом, никогда не станет делать ничего подобного.

Но следует помнить, что отказ от чаевых должен быть мотивированным и адресным. То есть, если вам достался не устраивающий вас номер, не стоит вымещать свое раздражение на портье. Нельзя отказывать в чаевых и официанту, если заказанное вами блюдо показалось не таким, как вы его себе представляли, — не он виновник случившегося. Возникшее недоразумение следует решать в сдержанной и одновременно вежливой форме непосредственно с теми людьми, от которых зависит качество предоставленной вам услуги.

Расценки на услуги

Вы должны знать, что все расценки на чаевые на Западе (как, впрочем, и на Востоке) уже давно устоялись и составляют определенный процент от потраченной вами суммы (на обед — ужин в ресторане или на поднос вещей в номер гостиницы соответствующей категории). Конечно, если у вас денег куры не клюют, то чаевые для вас не проблема. Однако и переплачивать смысла нет. Вполне допустимо дать 20% вместо 15% от стоимости услуги, как и $2 вместо $1 носильщику за багаж в аэропорту. Поэтому кроме удобных 100-долларовых купюр имейте побольше мелких. Если вы принципиально не считаете нужным давать персоналу чаевые, полагая, что в понятие «все включено» входят и чаевые, то не рассчитывайте на хорошее отношение к себе — вы рискуете натолкнуться на самую настоящую обструкцию.

При подсчете чаевых не рекомендуется публично пользоваться калькулятором для уточнения правильности суммы. Если уж занялись вычислениями, то подальше от посторонних глаз. Неплохо бы следить за тем, чтобы в карманах всегда имелись наличные «на чай». Иногда на этот счет можно отнести полагающуюся вам сдачу.

Любые сомнения по поводу чаевых следует прояснять с теми, кто хорошо знаком с местной спецификой. Так, например, в США принято платить чаевые даже в том случае, если вас обслужили из рук вон плохо. Как рекомендуют сами американцы, лучше оставить какую-то мелочь, а далее просто отказаться от услуг данного заведения.

А в Японии, наоборот, чаевые не предусмотрены, и этим можно нанести обиду: японцы в силу своих вековых традиций и менталитета убеждены, что каждый из них обязан выполнять свою работу наилучшим образом. Поэтому предложение чаевых в расчете на то, что услуга будет оказана лучше, воспринимается, как оскорбление.

В Нью-Йоркском департаменте по делам потребителей даже выпустили специальное пособие, регламентирующее размеры «дополнительного материального поощрения». Вот, что в нем написано:

- Официантам рекомендуется давать 15— 25% от ресторанного счета.
- Таксистам сверх счетчика следует платить 15—20%.
- Работникам парикмахерских также нужно давать «на чай» $ 3-10 (правда, за маникюр можно всего $ 1-2).
- Водителю автобуса, курсирующего между отелем и аэропортом, — $ 1 плюс столько же за каждое место багажа.
- Швейцару — $ 1 за помощь в выгрузке (погрузке) багажа. Если вы вызвали машину, а труд портье сводится лишь к тому, чтобы открыть вам дверь, то можно чаевых не давать.
- Швейцару, поймавшему для вас у входа в гостиницу такси, будьте добры дать еще $ 1.
- За еду, доставленную в номер, придется доплатить 10—15% от стоимости заказа.
- Обслуга при туалете зарабатывает $ 0,5 с посетителя (даже если она просто услужливо вам улыбается).
- Работники сети быстрого питания зарабатывают с посетителя $ 1-2, кроме ресторанов «Макдоналдс», где чаевые включены в зарплату сотрудников и в цену блюд.
- Горничная — $ 1 за каждую комнату номера и за один прожитый день. Если она к тому же приводит в порядок ваши вещи, то сумма может быть большей.
- Портье — $ 5-10 за услуги (доставка билета в театр, бронирование билета на самолет и т. д.).
- Бармен — 10-15% от стоимости спиртного, которое было заказано у стойки прежде, чем вы сели за свой столик.
- Метрдотелю ресторана можно не давать чаевых вообще, но если вы желаете, чтобы он на вас обратил особое внимание, то суммы в $ 5 будет вполне достаточно.
- Гардеробщик — $ 1 за одно пальто.
- Парковка — $ 1-2, если вашу машину сначала запарковали, а затем подали вам.

В других странах существуют следующие размеры чаевых:

Великобритания: рестораны — включаются в счет или 1015%; бары, пивные, таверны — не предусматриваются; такси (без багажа) — 10-15%; гардеробщик — $ 0,3; работник туалета — $ 0,3.

Германия: рестораны — 15% автоматически прибавляются к счету. Однако следует иметь в виду, что, если вы платите наличными, забирать следует только банкноты, монеты остаются официанту.

Греция: рестораны — включаются в счет плюс необязательная мелочь; бары, пивные, таверны — $ 0,5; такси — $ 0,5; гардеробщик — $ 0,2-0,5; работник туалета — $ 0,1-0,2.

Норвегия: рестораны — включаются в счет; бары, пивные, таверны — 5%; такси — 10%; гардеробщик — $ 0,25; работник туалета — $ 0,25.

Швейцария: рестораны — включаются в счет плюс необязательная мелочь; бары, пивные, таверны — включаются в счет; такси -— включаются в счет; гардеробщик — указываются на месте; работник туалета — не предусматриваются.

Швеция: рестораны — включаются в счет; бары, пивные, таверны — 10-15%; такси — 10%; гардеробщик — $0,2-0,3; работник туалета — $0,1.

Сингапур: рестораны — включаются в счет или 10—15%; бары, пивные, таверны — 10%; такси — 10%; гардеробщик — $ 0,5; работник туалета — $ 0,25.

Гонконг: рестораны — включаются в счет или 10-15%; бары, пивные, таверны — 10%; такси — 10%; гардеробщик — $ 0,25; работник туалета — $ 0,1.


Из «Энциклопедии этикета» В.И.Южина

Категория: Без категории | Добавил: Judge (20-09-2009)
Просмотров: 3332 | Рейтинг: 4.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по каталогу
Яндекс


Поиск по Информисту

Наша кнопка


Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2006Сайт создан в системе uCoz